(812) 495-65-06
обратный звонок
Программные решения для построения цифрового проектирования и цифрового производства
Программные решения для проектирования, анализа, расчетов, управления данными объектов инфраструктуры
Сегодня 16 Августа 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Piter.TV, 1 ноября 2011г. - Александр Сайгин (Ирисофт): Предприятия требуют молодых инноваторов

Контракты ЖЦИ как стимул к модернизации

17
Октября
2013



Kondakov.jpgПо мнению ряда экспертов, в условиях проблемной экономики с ограниченными возможностями масштабных бюджетных инвестиций контракты жизненного цикла могут стать эффективным альтернативным инструментом развития экономической и социальной инфраструктуры. Судя по всему, это мнение разделяет руководство Минобороны РФ. В июле этого года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что МО будет заключать с поставщиками сквозные контракты по обеспечению полного жизненного цикла вооружения и военной техники. Эта тема подробно обсуждалась участниками PLM-форума, состоявшегося в рамках Международного военно-морского салона. Одним из спикеров форума был директор по технологиям группы компаний «ИРИСОФТ» Дмитрий КОНДАКОВ. По просьбе «Умпро» он прокомментировал решение военного ведомства о введении этой новации.

– Чем, на ваш взгляд, вызвано решение МО о заключении с поставщиками контрактов жизненного цикла и какова специфика таких контрактов в сфере ОПК?

– Переход на контракты жизненного цикла – это общая тенденция для крупных заказчиков сложных объектов. С моей точки зрения, это связано с тем, что в последнее время существенно возрастает сложность объектов и, соответственно, требования к обслуживающим их организациям, которые должны обеспечивать необходимый уровень их готовности – технический и оперативный. Сложные объекты включают в себя очень много специализированного оборудования, которое образует комплексную систему. Соответственно, заказчики стремятся снизить для себя все возможные риски. Во-первых, технические, передавая задачи капитального и среднего ремонта производителям оборудования, тем самым снимая с себя часть задач, которые не являются целевыми. Во-вторых, финансовые, так как контракты жизненного цикла для заказчика более прозрачны с точки зрения необходимых вложений в эксплуатацию объекта.

Для производителей переход на такие контракты тоже выгоден по ряду причин. Во-первых, после продажи сложного оборудования сервис – это практически единственный путь получения достоверной и полной информации о работе этого оборудования. Во-вторых, производители рассматривают сервис как источник долговременной прибыли, особенно, если срок работы изделия исчисляется в 20-30 лет. Кроме этого, контракт ЖЦИ позволяет выстроить другой уровень взаимоотношений между производителем и заказчиком. Как правило, это более долгосрочные и прочные взаимоотношения партнерства. Они позволяют в некоторой мере защитить интересы производителя от покушений конкурентов на его заказчика.

Задача обслуживания сложных объектов в целом, вне зависимости от отрасли (будь то военная промышленность, энергетика, авиация), – это совершенно новая модель ведения бизнеса.

В частности, на PLM-форуме в рамках Военно-морского салона выступал представитель ВМФ России, который сообщил, что военно-морской флот заинтересован в такого рода контрактах. Это позволит приобрести новое вооружение, новое поколение кораблей. Одно из направлений перспективных работ с ОСК заключается в том, что новые проекты планируется подписывать на базе контракта жизненного цикла. И здесь возникает вопрос перераспределения и денег, и ответственности в сторону производителей оборудования.

1.jpg

Например, у Военно-морских силы Великобритании один из контрактов обслуживания в течение жизненного цикла предусматривал условие, что если корабль не готов к выполнению задач определенное количество дней в году, то за этот год компания, отвечающая за обеспечения контракта жизненного цикла, не получает денег вообще.

Примером российских инициатив в области ЖЦИ является контракт на турецкую атомную станцию Аккую. В соответствии с контрактом Турция предоставляет площадку под строительство, а проектирование, постройку и эксплуатацию осуществляют структуры Росатома. Это контракт жизненного цикла, где российская корпорация полностью берет на себя риски.

Таким образом, переход к модели взаимоотношений на основе контрактов жизненного цикла является одной из тенденций, интересных как для заказчика, так и для производителя оборудования.

– Как изменится работа предприятий в связи с переходом на такие контракты? И как это отразится на стоимости контрактов?

– Изменения будут значительные.

Во-первых, стоимость контрактов интегрально возрастет. Поставщики хотят получать финансовую прибыль не только за оборудование и его ввод в эксплуатацию, но и в течение его обслуживания, модернизации и, возможно, утилизации.

Во-вторых, должен произойти ряд изменений в компании поставщика. С точки зрения организационного консалтинга, это изменение культуры предприятия и, соответственно, позиционирования его продукта. Акцент должен быть перенесен в сторону удовлетворения требований заказчика в течение ЖЦИ за минимальную цену.

Следствием этого станет создание иного подхода и к проектированию изделий, и их сервису. Сейчас на многих предприятиях сервис рассматривается как часть гарантийного обслуживания и как необходимая затратная функция, а ее нужно переводить в функцию получения прибыли. Это потребует изменений и в организационной структуре, и в принципах управления.

Приведу пример компании Mitsubishi Caterpillar Forklift America Inc. (MCFA) – это ведущий производитель вилочных погрузчиков, имеющий разветвленную дилерскую сеть в данном сегменте. MCFA перешла от бумажных ручных процессов к автоматизированному управлению цепочкой гарантийного обслуживания, включающей в себя претензии, возврат деталей и аналитику, что помогло MCFA при сохранении на прежнем уровне затрат на гарантийное обслуживание получить дополнительную прибыль от сервиса. Также новые процессы позволили компании быстро получать от клиента обратную связь и практически сразу выполнять эти рекомендации. В результате преобразования цепочки выполнения гарантийного обслуживания MCFA получила ощутимые эффекты:

  • Время обработки претензий сократилось с 15-20 до 5 дней или менее.

  • Снижение объема возврата деталей 50% – 75%.

Необходимо учесть и риски производителей при переходе на контракт жизненного цикла – как финансовые, так и связанные с тем, что можно потерять хорошую репутацию или испортить взаимоотношения с важными заказчиками. Если продукт исправить относительно легко, то восстановить испорченные взаимоотношения с заказчиками не всегда возможно.

Таким образом, одновременно с изменением самих предприятий возникает необходимость в обеспечении как качества продукта, так и качества сервиса, и это не одно и то же.

– Приведет ли введение новации к изменению параметров разрабатываемых изделий, корректировке сроков их изготовления?

– Конечно. С изменением позиционирования будет предложен другой продукт (комплексный: продукт + обслуживание), изменится портрет заказчика. Изменится стратегия маркетинга и продаж. Она потребует хорошего понимания заказчика и приведет к изменению требований к самому продукту. И это, в свою очередь, предъявляет требования к процессам проектирования. Нужно понимать, что возможно потребуется перепроектирование или перепроверка узлов с точки зрения обеспечения стоимости жизненного цикла.

Современная система управления инженерными данными, управления ЖЦ, дает возможность принимать решения на основе информации и объективного анализа, а не ощущений. Уровень готовности для этого IT-технологий достаточно высокий. Тот, кто будет инвестировать в эту достаточно сложную технологию, получит конкурентное преимущество.

– Замминистра обороны отметил, что не все предприятия готовы в 2013 году работать по контрактам полного жизненного цикла. Есть ли какие-то инструменты и методики для перехода предприятий к работе в новых условиях?

– Действительно, не все предприятия готовы к такого рода изменениям. В первую очередь готовы те, у кого имеется собственная сервисная сеть, либо уже занимающиеся обслуживанием своей продукции.

Как правило, такие предприятия не имели ранее контрактов ЖЦИ, а только несколько отдельных договоров – на поставку, запчасти и так далее по цепочке. Наличие этих сервисных компетенций у предприятия является существенным фактором, так как без них очень тяжело оценить риски. Опыт обслуживания оборудования сосредоточен в местах его эксплуатации, и, если компания не участвует в этом процессе, не знает всех особенностей эксплуатации и обслуживания своей продукции, то брать на себя риски в этом случае достаточно тяжело.

Сегодня, с одной стороны, многие предприятия заинтересованы в том, чтобы получить контракты жизненного цикла. С другой стороны, степень их готовности не очень высокая.

2.jpg

Здесь появляется целый класс задач, которые уже решаются и которые необходимо решить в дальнейшем комплексно. К ним относятся: необходимость базы знаний, в том числе базы данных по отказам оборудования. Наличие систем удаленной диагностики с получением статистики для прогнозирования работы оборудования в оперативном режиме. Вопрос подготовки и баланса ответственности между эксплуатирующим персоналом и персоналом организации поставщика (кто за что отвечает, какие работы выполняет).

Задача адекватного управления сложностью этих систем – предоставление актуальной и персонализированной технической информации, наличие базы данных о неисправностях, алгоритмов их устранения, электронные каталоги, возможность получения точной информации о техническом состоянии конкретного экземпляра изделия.

Очень важная составляющая сервиса – возможность оперативного устранения неисправностей в первый приезд. Это первая часть, связанная с технической информацией. Вторая часть связана с логистикой обеспечения сервисного обслуживания – есть необходимость в создании информационных систем, обеспечивающих логистику поставок, управление сервисными бригадами в поле, предоставление этим бригадам мобильной информации. Для информационного обеспечения этих процессов служат системы класса Service Lifecycle Management.

Еще одна важная задача – взаимодействие цепочки поставщиков. Как правило, контрактное сервисное обслуживание подписывается с поставщиком верхнего уровня, который в свою очередь поставляет все необходимое оборудование (по частям или полностью). Поэтому, чтобы обеспечить этот контракт, возникает необходимость организовать взаимодействие целой цепочки организаций, не обязательно входящих в одно юридическое лицо. Задача достаточно нетривиальная. Она требует качественной юридической проработки, так как риски делятся на всех участников согласно обязанностям. Кроме того, необходимо связать цепочку информационных систем – поставки оборудования, логистика, обеспечение сервисного обслуживания, диагностика и так далее.

В общем, можно сказать, что тенденция к популяризации и необходимости контрактов жизненного цикла совершенно очевидна. Заказчик готов к такого рода системам, но очень не многие поставщики готовы на этот заказ адекватно ответить. Таким образом, складывается ситуация, когда уровень готовности поставщиков оборудования к контрактам жизненного цикла на сегодняшний день ниже, чем желание заказчика их осуществить.

– Известно, что на заключение подобного рода контрактов получено одобрение от предприятий Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), холдинга «Вертолеты России», корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и Объединенной судостроительной корпорации. Пожалуйста, расскажите подробнее о первых планируемых таких контрактах с этими и другими корпорациями.

– В этом направлении мы сейчас работаем с предприятиями ОСК в части информационной поддержки по схеме «заказчик-верфь-поставщик оборудования». Здесь от предприятий, выполняющих сервисное обслуживание, требуется, или, во всяком случае, желателен опыт работы с иностранными заказчиками в рамках договоров по военно-техническому сотрудничеству.

Если говорить об опыте компании «Ирисофт», то хочу отметить наше сотрудничество с Адмиралтейскими Верфями, где нами совместно был реализован каталог предметов снабжения для экспортных заказов как первый шаг в этом направлении.

Еще одно направление, которое мы активно развиваем с нашими заказчиками, в том числе и входящими в ОСК, – это автоматизация выпуска технической и эксплуатационной документации по международным стандартам S1000D и RISSE-08 (Российско-индийский стандарт). Что является важной частью сервисного обслуживания оборудования. Это такие предприятия, как НПО Концерн «Аврора», НИПТБ «Онега» в Северодвинске, Концерн ЦНИИ «Электроприбор» и другие.

Источник: журнал «Умное производство» №3 (23), сентябрь 2013 г.

Возврат к списку

Сервис обратного звонка RedConnect