(812) 495-65-06
обратный звонок
Программные решения для построения цифрового проектирования и цифрового производства
Программные решения для проектирования, анализа, расчетов, управления данными объектов инфраструктуры
Сегодня 24 Сентября 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
О победе ФМЛ №30 в Англии

Инженеры будущего

15
Мая
2014

В этом, конечно, есть некоторая конфузия: последние два года в Великобритании на международных школьных состязаниях, название которых с ходу не произнести (Scalextric4Schools), призовые места завоевывал новичок – команда петербургского физико-математического лицея № 30.
С чего вдруг петербургские лицеисты, только распробовав курс 3D-автомоделирования, много лет существующего в зарубежных школах, так быстро преуспели – отдельный вопрос. Главное, этот курс «подготовки инженеров» сейчас можно внедрить в любой школе. Комитет по образованию дал добро.


Школьники не ограничивают себя автомоделированием. Кто-то в будущем намерен проектировать мосты и суда.Собственно, комитет по образованию и поддержал этот пилотный проект, предложенный бизнесом в лице петербургской группы компаний «Ирисофт» (поставляют программное обеспечение для тяжелого машиностроения) и мощной американской компании Parametric Technology Corporation (PTC; по-нашему – ПиТиСи).


При слове «американская» надо сурово насупить брови, но чего уж: на ее продуктах работают десятки тысяч предприятий по всему миру – у нас, к примеру, «Адмиралтейские верфи», «Сухой», «Туполев»; учатся студенты ИТМО, Военмеха, ЛЭТИ. Примиряет с этим пока только то, что американскую компанию в 1985-м основал «наш человек», ленинградский эмигрант Семен Гейсберг. Впрочем, может, от этого еще обиднее. Ну да речь о другом.


Почему бизнес и промышленность, завязанные на новые технологии, приходят в школы – объяснять уже излишне. Компания «Ирисофт» не только ставит ПО, но еще и проводит подготовку и переподготовку сотрудников для предприятий и наслушалась «жалоб и предложений».


– Предприятиям уже недостаточно просто повышения квалификации сотрудников, – говорит член совета директоров компании Александр Сайгин. – Их не устраивает, что вчерашнего студента в первую очередь приходится отправлять на переобучение. Качественных технических специалистов катастрофически не хватает. Мы, частное предприятие, можем привлекать зарплатами – но и у нас если не кадровая дистрофия, но некоторый кадровый голод есть... В связи с этим возникла идея организовать учебные центры при вузах, и мы начали с того, что создали такие на базе Корабелки, Политеха и ЛЭТИ.


Нестыковка в подготовке технических кадров не чисто российское изобретение. Общемировая проблема. Около 15 лет назад компания РТС, чтобы наладить преемственность в подготовке инженеров, запустила в Америке академическую программу «Инженеры будущего», сейчас по ней занимаются 18 тысяч учебных заведений, от школ до университетов, в 38 странах. В России решили попробовать в 2011 году – на петербургской площадке.

Наталия Губкова, главный специалист комитета по образованию, комментирует:
– Спроси школьника: если станешь врачом, что будешь делать? Он ответит. И он себе представляет, что такое быть учителем, экономистом, юристом. А спросишь неподготовленного семиклассника, что делает инженер – сомневаюсь, что ответит. И с чего он вдруг захочет стать инженером, технарем, которые так нам нужны, если понятия не имеет, что это такое?


Академическая программа «Инженеры будущего» и объясняет, «что это такое». С помощью системы Creo Elements/Pro Schools Edition школьники учатся с нуля создавать – в нашем случае автомобили. Маленькие, но настоящие. Разработка идеи, моделирование на компьютере, печать корпуса на 3D-принтере, изготовление на токарном станке деталей трансмиссии, колес, шестеренок. Словом, мини-вариант того, что происходит во «взрослом» автопроме. С такими машинами ребята из «Тридцатки» и увезли из Англии призовые места. Их «Ламборджини», выполненная в Creo, стала «Лучшей инженерной разработкой» конкурса. Жюри дивилось, узнав, что модель была разработана всего за полтора месяца.


Проект в России мог бы загнуться, не родившись. Сначала намечался иностранный образовательный грант, объединяющий школу в Петербурге и одну в США; руководство «Ирисофт» пришло с интересным предложением в физико-математический лицей № 30 (благо сами – выпускники этого именитого лицея, ныне имеющего статус губернаторского); директор «Тридцатки» идею подхватил. Но грант сорвался. Думали оставить это дело, но выбрали другой вариант: попробовать своими силами. Первые два года лаборатория в ФМЛ № 30 развивалась на энтузиазме и с помощью благотворителей-предпринимателей.


Когда дело пошло, обратились в комитет по образованию с предложением о сотрудничестве.


– Комитет получает подобные предложения часто, – говорит Наталия Губкова. – Вот сейчас работаем с компанией Samsung, у нее тоже есть инициативы, связанные с техническим творчеством. В свое время было заключено соглашение с Intel. В программе «Инженеры будущего» нас убедило то, что на тот момент она уже была испытана на площадке лицея и в проекте участвовал ЛЭТИ.


В пилотный проект вошли три школы: помимо «Тридцатки» лицей № 244 Кировского района и Аничков лицей. Всем им комитет выделил по 6 млн рублей на оснащение лабораторий инженерного 3D-моделирования (самая дорогая часть – 3D-принтеры). Сейчас в Аничковом лицее уже подумывают создать межотраслевую лабораторию, чтобы использовать принтеры и в авиа- и судомоделировании (а параллельно выполняют заказ одного музея – делают точную копию старинной трости из частной коллекции).


На сайте лицея № 244 объявлен набор в бесплатный кружок по 3D-моделированию и аккуратно указано, что, если желающих окажется больше, чем мест, состоится собеседование. Это вероятно: в одной из школ, которые позже сами собой присоединялись к проекту, преподаватель труда намеревалась открыть группу только для мальчиков, но пришлось создавать еще одну, поскольку девочки тоже захотели. Англичане прислали разработки «для девочек»: инструкции по разработке и изготовлению римских сандалий и парфюмерного флакона. Школьницы сами переводили инструкции. В кадетском корпусе принципиально затребовали только англоязычные неадаптированные программы – заодно «иняз» подтянуть.


Насколько сложно освоить эту инженерную программу? В «Тридцатке» уже на второй-третий день занятий умудрялись что-то «слепить». Правда, этот лицей заведение незаурядное: говорят, лицеисты в ожидании очередного пособия занимались по «взрослому» учебнику для инженеров.


Но в комитете уверены, что «проект – не только для учеников физико-математических лицеев. Другой вопрос, что в «физматах» можно давать более сложные задания.


В комитете считают, что подобный курс можно открыть в любой школе, хоть на уроке труда (который теперь именуется «технологии»), хоть в качестве кружка.


Нужно: компьютерный класс (он есть в каждой государственной школе Петербурга); методички (есть, к примеру, на сайте http://ptc.com/go/k12russia); если педагогу недостаточно методичек, можно пройти курсы повышения квалификации в ЛЭТИ (по уже утвержденной экспертной комиссией и включенной в официальный реестр программе) или в учебном центре «Ирисофт»; программное обеспечение можно получить, присоединившись к академической программе РТС. Ах да, нужно еще согласие директора школы – может, у него другие стратегические планы.


Лабораторию с 3D-принтером, мягко говоря, не всякая школа потянет. Город тоже всех желающих не обеспечит. Предполагается, что школы могут у себя моделировать, а лучшие разработки воплощать в жизнь (т. е. печатать на 3D-принтере) в тех учебных заведениях, где такие лаборатории есть.


В комитете по поводу того, что мы, такие умные, «сидим» на иностранных программных продуктах, не унывают:
– В вузах все равно изучают разные программные продукты, чтобы подготовить универсального инженера, – говорит Наталия Губкова. – А в школах, я считаю, абсолютно правы те учителя информатики, которые знакомят ребят не только с семейством Windows, но и с работой в Linux. В тех же 3D-лабораториях вполне можно будет использовать и другие программы. Сейчас продукт РТС очень привлекателен, потому что это простой инструмент, который можно быстро применить и вызвать интерес к инженерному делу. Как известно, российское правительство задало курс на создание национальных продуктов – как знать, возможно, их создадут те ребята, которые сейчас занимаются на продукте иностранном.


Санкт-Петербургские ведомости № 086  от  14.05.2014.


Источник


Возврат к списку

Сервис обратного звонка RedConnect