(812) 495-65-06
обратный звонок
Программные решения для построения цифрового проектирования и цифрового производства
Программные решения для проектирования, анализа, расчетов, управления данными объектов инфраструктуры
Сегодня 24 Ноября 2017 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Piter.TV, 1 ноября 2011г. - Александр Сайгин (Ирисофт): Предприятия требуют молодых инноваторов

3D моделирование как обязательный элемент школьной программы в гимназии: зачем и почему? (Комментарий гимназии №446, PTC и Ирисофт)

30
Октября
2013

В гимназии №446 в общеобразовательную программу в обязательном порядке включена программа изучения технологии компьютерного моделирования в Creo. Программа направлена на обучение школьников 5-7 классов. Ранее 3D моделирование изучали в школах только в качестве дополнительных факультативов, и предназначено оно была для старшеклассников (например, как в физико-математическом лицее №30).


Education-events.RU обратился за комментариями и на вопросы ответили:
Дмитрий Юрьевич Орлов, руководитель академической программы PTC в России и странах СНГ;
Ольга Михайловна Шартукова, руководитель академической программы «ИРИСОФТ»;
Лариса Владимировна Полтавская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) в гимназии №446;
Надежда Вячеславовна Выдрыганова, учитель высшей категории, прошедший обучение в ИРИСОФТ, преподаватель «Технологии компьютерного моделирования».




- Расскажите кратко о программе. Почему возникла необходимость изучать Creo в рамках школьной программы? Как удалось этого достичь (что было сделано, как долго)?


Ольга Шартукова: Не секрет, что последние годы в России подготовка технических специалистов не была приоритетным направлением, по крайней мере, до недавнего времени. Нехватка квалифицированных инженеров и техников на предприятиях становится критической.


Технические вузы, стремясь быть конкурентоспособными, постепенно переходят на обучение современным информационным технологиям. Но мировой опыт показывает, что интерес к профессии и первые навыки должны прививаться еще в школе. С целью формирования заинтересованности к техническим специальностям, для развития мышления и творческих способностей мы и запустили программу «Инженеры будущего».


Два года назад мы предложили Санкт-Петербургскому электротехническому университету «ЛЭТИ» изучить со старшеклассниками на летней практике основы работы в инженерной 3D САПР Creo (прежнее название Pro/ENGINEER). Ребята освоили методическое пособие РТС для школьников за несколько часов. Мы предоставили преподавателю пособие по базовому курсу, которое используем для подготовки специалистов промышленных предприятий. Старшеклассники успешно освоили и этот материал. Стало очевидно, что российские школьники готовы к изучению современных инженерных технологий.


В сентябре 2011г. мы запустили пилотный проект в физико-математическом лицее №30 Санкт-Петербурга, где желающие учащиеся 8-11 классов в рамках дополнительного образования проектировали модели гоночных автомобилей, используя для 3D моделирования, расчетов и анализа систему Creo и изучая на практике физику, математику, черчение и другие точные науки. Школьники работали совместно с учениками инженерного колледжа из Ливерпуля, обменивались идеями и опытом на видеоконференциях, практикуясь при этом в английском языке.


Параллельно к проекту подключился лицей №244. Уже через год обучения команда ФМЛ №30 показала результаты, победив в международном конкурсе по трассовому моделированию в Великобритании в номинации «За лучшее инженерное решение». Через два года ребята взяли первые места уже практически во всех номинациях.


Дмитрий Орлов: Академическая программа РТС была разработана в Северной Америке 12 лет назад. Проблема нехватки квалифицированных инженеров существует во всем мире. И сейчас в проекте участвует более 18 тысяч школ, колледжей и университетов из 38 стран. В 2011г. было принято решение развивать данное направление в России.
Одним из знаковых событий развития проекта «Инженеры будущего» в России стало подписание соглашения компаний PTC и Ирисофт с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.


Компания Ирисофт адаптировала западные методики и разработала авторский курс специально для учителей школ, желающих преподавать Creo. Курс не требует от слушателей высшего технического образования. В мае этого года компания Ирисофт провела такое обучение для всех заинтересованных учителей школ города бесплатно. И сегодня около 15 школ уже работают по нашему проекту. Creo изучают в рамках дополнительного образования, факультативов, а в гимназии №446 — на уроке технологии.


- Как происходит процесс обучение 3D-моделированию?


Дмитрий Орлов: Есть несколько направлений обучения школьников 3D-моделированию. Специалистами РТС разработаны специальные методики, которые позволяют ребятам познакомиться с САПР Creo и заниматься моделированием на начальном уровне. Эти пособия уже переведены на русский язык.


Кроме того, у учащихся есть возможность участвовать в увлекательных, связанных с жизнью, проектах, охватывающих области науки, технологии, проектирования. Автотрассовое моделирование — один из таких проектов. Ребята моделируют кузов автомобиля и потом изготавливают его физически. Собирают маленькие автомобильчики, тестируют на специальной гоночной трассе, дорабатывают, затем устраивают соревнования.


Другое направление – это робототехника. В США есть программа FIRST (For Inspiration and Recognition of Science and Technology). В прошлом году Россия стала участником этой программы, и в феврале этого года на робототехническом фестивале «Робофест» в Москве было представлено 15 робототехнических команд, которые работают по нашему направлению.


Ольга Шартукова: Фактически программа «Инженеры будущего» — это не только 3D моделирование. Школьники изучают жизненный цикл изготовления изделия: от идеи, разработки концепции, проектирования на основе 3D моделирования, расчетов и анализа; до изготовления комплектующих изделия на 3D принтере или станках, сборки, тестирования и доработки. Полный проект предусматривает также изучение вопросов экологии и утилизацию.


В этом году в ФМЛ №30, лицее № 244 и Аничковом лицее на федеральные средства будут созданы лаборатории инженерного 3D моделирования, оснащенные оборудованием, позволяющим реализовать жизненный цикл изготовления изделия.


Надежда Выдрыганова: В нашей гимназии программа «Инженеры будущего» была адаптирована под учебный курс. Мы изменили содержание предмета «Технология» для мальчиков 5-7 классов на программу «Технологии компьютерного 3D моделирования». Наша учебная программа составлена на основе программы курса «Прикладная Creo-логия. Основы трехмерного моделирования в Creo Elements» компании «Ирисофт», учебного пособия для школьников корпорации РТС и учебного пособия по основам работы в Creo для инженеров.


Выдрыганова-с-учениками.jpg


Начнем с простейшего – моделирования геометрических форм, а затем бытовых предметов, мебели, интерьера. На мой взгляд, это будет очень интересно школьникам и даже применимо для инженерной профессии в будущем.


В программе изложена концепция и возможности применения информационных технологий в геометрическом моделировании и компьютерной графике, а также приобретения практических навыков в работе с САПР Creo. Благодаря спиралеобразному изложению материала, в программе сочетается последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему — создание трёхмерной модели реальных объектов, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. Содержание программы позволяет, используя программное обеспечение, необходимое для создания 3D моделей и чертежей, создавать изделия из дерева, ПВХ и картона на уроке, в учебном классе.


- Какой минимальный объем знаний и по каким предметам потребуется школьникам?


Надежда Выдрыганова: Мы составили программу, которая начинается с базового уровня. Поэтому тех знаний, с которыми школьники придут в 5 класс, будет вполне достаточно. Тем более, в нашем лицее в начальной школе ребятам преподают робототехнику, так что они подготовлены и имеют представление о предмете.


Дмитрий Орлов: Нет никакого входного барьера. До этого я работал в североамериканском проекте, включающем порядка 10 тысяч школ. Там ребята и в третьем, и в первом классе тоже работали с нашим программным обеспечением. Здесь нет ограничений и лимитов, самое главное – это желание заниматься.


- Сколько часов в неделю будут заниматься школьники?


Гимназия_446_Санкт-Петербург_3d-моделирование_Creo-3.jpg


Лариса Полтавская: Предмет «Технологии компьютерного 3D моделирования» на данный момент занимает 2 часа в неделю. Курс длится 3 года – 5, 6, 7 классы. Программа обязательная и зафиксирована в учебном плане.


Дмитрий Орлов: Материалы, разработанные РТС, дают возможность заниматься по 8 часов в неделю. Если взять, например, наш флагманский лицей №30 – учащиеся спецкурса официально занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Но если идет творческий процесс или когда ребята готовятся к соревнованиям, то могут засиживаться в школе допоздна, и продолжают работать дома – мы предоставляем возможность устанавливать лицензионное программное обеспечение на домашние компьютеры учеников и учителей.


- Является ли версия Creo для школьников облегченной или их знакомят с отдельными возможностями программы стандартной версии?


Дмитрий Орлов: САПР Creo для школ — это такой же продукт, который используется на предприятиях. Кроме того, школьная версия содержит различные модули, которые не входят в базовый пакет и которые предприятия обычно приобретают дополнительно. Единственное отличие – это формат сохраняемых файлов: файлы сохраняются таким образом, чтобы их невозможно было открыть в коммерческой версии, так как программа предоставляется школам бесплатно или с очень большой скидкой.


- Смогут ли реализовать школьники полученные навыки на практике, изготавливая какие-либо модели?


Гимназия_446_Санкт-Петербург_3d-моделирование_Creo.jpg


Дмитрий Орлов: Ребята уже активно реализуют полученные знания на практике. Например, в том же автотрассовом моделировании учащиеся сначала создают 3D модель корпуса автомобиля в системе Creo, затем выводят ее на станок 3D-печати и получают конечный продукт.


Надежда Выдрыганова: Да, конечно, смогут. Сейчас у нас в школе нет 3D принтера, однако мы можем распечатать детали, например, в ФабЛаб. На данный момент все модели остаются в компьютерном варианте. Тем не менее, программа сама по себе очень хорошо визуализирована, и это значительно облегчает обучение. К тому же, учащиеся смогут применить полученные знания в будущем, например, в геометрии, выполнив проект в трехмерном виде.


- Можно ли обобщить результат опыта обучения старшеклассников в лицее?


Дмитрий Орлов: Результат опыта можно описать одним словом – мегаположительный!
Мы постоянно слышим только позитивные отзывы о нашей программе, и с каждым днем все больше интереса проявляют школы не только из Санкт-Петербурга, но и из других регионов страны. Как результат нашего пилотного проекта, было подписано соглашение с администрацией Северодвинска, и все 16 школ города с этого года начнут изучение программы Creo.


- Чем программа для средней школы будет отличаться от программы для старшей?


Ольга Шартукова: Программа составлена таким образом, что первый уровень обучения не требует от школьников специфических знаний, но позволяет школьникам приобретать новые знания и навыки. Для старшеклассников программа сложнее – здесь потребуются знания, полученные ранее из физики, математики, черчения, информатики и т.д.


Дмитрий Орлов: Я стараюсь не делить среднюю школу и старшеклассников. Материал, который у нас есть, может быть использован и в средней школе, и в старшей. Кроме того, некоторые учителя создают свои методические пособия, адаптируя материал под свои условия обучения и поставленные задачи.


- Какие результаты ожидает учитель и администрация школы от введения подобной обязательной программы для средней школы?


Лариса Полтавская: Наша гимназия находится в Колпино. Это район, где сосредоточено большое количество промышленных предприятий, например, Ижорские заводы. Поэтому в этой программе мы видим перспективу трудоустройства наших выпускников.


Мы планируем встретиться с представителями Ижорских заводов и сделать им следующее предложение: гимназия готовит ребят по инженерной направленности на своем уровне, затем они поступают в профильный вуз (например, ЛЭТИ, Политех и др.), где продолжают обучение, а предприятие, заинтересованное в квалифицированных кадрах, подключается к этой цепочке и делает целевой заказ в институт. Таким образом мы решаем комплекс задач: с одной стороны, «выращиваем» молодых, современных, квалифицированных специалистов, а с другой стороны, решаем проблему нехватки таких специалистов на отечественном предприятии.


Гимназия_446_Санкт-Петербург_3d-моделирование_Creo-2.jpg


Кроме этого, для нас программа 3D моделирования как никогда актуальна. Обучение по программе даст нашим ребятам много знаний и умений, которые будут им полезны в будущем. Во-первых, они будут проектировать предмет от идеи до его воплощения. Это один из профессиональных навыков, необходимый при проектной деятельности. Во-вторых, каждый школьник работает в большей степени самостоятельно, учитель выступает в качестве тьютора – он направляет, помогает, советует. Таким образом, повышается уровень самостоятельности, ответственности, что очень важно для современных школьников. Кроме того, программа получается интегрированной, потому что все полученные знания потом пригодятся ученикам на других предметах – геометрии, физике, математике, информатике.


Программа позволяет широко использовать на уроках проектные технологии, которые весьма востребованы в современном мире и образовании. Новые федеральные государственные стандарты требуют активного введения в школах проектной деятельности учащихся. Таким образом, программа позволяет выполнять требования стандартов, требование времени и готовить будущих специалистов, которые будут востребованы как специалисты высокого уровня.


- Как компания PTC планирует расширять сотрудничество в данном направлении с учебными заведениями?


Дмитрий Орлов: Компания PTC открыта для любых взаимодействий. Мы заинтересованы в новых контактах и будем продолжать работать в данной области. Будем развивать автотрассовое моделирование и направление робототехники. Откликаясь на потребности промышленных предприятий региона, мы вместе с Ирисофт сейчас работаем над новыми проектами для школьников в области судомоделирования и авиамоделирования.


Полтавская-Выдрыганова-Лев-шартукова_.jpg


Слева направо:
– Лариса Владимировна Полтавская, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) в гимназии №446;
– Надежда Вячеславовна Выдрыганова, учитель высшей категории, прошедший обучение в ИРИСОФТ, преподаватель «Технологии компьютерного моделирования»
Игорь Альбертович Лев, директор гимназии №446
– Ольга Михайловна Шартукова, руководитель академической программы «ИРИСОФТ»


Источник: Портал Технологии в образовании

Возврат к списку

Сервис обратного звонка RedConnect